- Еду в Вачу, громко плача. А обратно - хохоча!
Я уж не помню, кто из старших коллег и в какой редакции это изрёк, но я почему-то запомнила. И решила - будет возможность, съезжу в Вачу, погощу.
И вот прошло каких-то лет пятнадцать, и Ирина Потрикеева позвала на экскурсию. Вот она, возможность-то, думаю. Поеду!
И вот едем. И первая остановка - в Ворсме, на Тосканке. Знаменитый Островоезерский монастырь. И рыбаки. И дождь.
- Ну как, клюёт?
- А то как же! Вот вас течением принесло!..
Едем дальше. Уж не знаю почему, но мне всегда казалось, что Вача - это край географии. А тут-всего-то два часа на «Мерседесе».
И вот она, Вача. На площади - Ленин. Почему-то в сакуре. Как раз напротив местного краеведческого музея. Нам туда.
...Металлообработкой вачкасы - а именно так зовутся местные жители - занимались испокон веков. Местные кустари целыми днями точили ножи, топоры, серпы. А ночью, на ярмарке, продавали купцам за бесценок, зарабатывая копеечку.
Металлическая пыль облаком вилась вокруг мастера, находя приют в его легких. Оттого и жили мастеровые недолго - лет тридцать.
И частенько утром бывали похороны, а после обеда - свадьбы. Жизнь-то продолжается. Об этом, кстати, Короленко в «Павловских очерках» писал.
Сам Владимир Галактионович бывал в Ваче. И даже намеревался найти душевное успокоение в этих местах. Но нашёл материал для очерков.
Так вот, союз вачкасов и металлообработки благодаря заводчику Дмитрию Кондратову перешёл на новый уровень. В 1830 Дмитрий открыл слесарное заведение по производству ножей. И дело пошло! Скоро на всю округу гремела фабрика стальных изделий Дмитрия Кондратова.
А сами Кондратовы богатели. И фамилию их знали далеко за пределами губернии. Это рождало и курьезные истории.
Один из предприимчивых краснодеревщиков той поры решил поправить своё положение. А попросту - заработать на богачах. И вот изготовил он сорок дубовых кресел. Украсил из резьбой. Получилось дорого-богато.
И вот краснодеревщик этот пустил клич: если ты богат и знатен - докажи! Возьми и купи за бешеные тысячи дубовое креслице. Какова пиар-кампания, а?
И ведь сработало! Кресел - то всего сорок. А репутация дорогого стоит. Вот и Кондратовы креслице приобрели. Оно до сих пор на почетном месте в музее стоит. А на спинке вырезано глубокомысленное: Поспешишь - людей насмешишь.
Современный завод металлоизделий «Труд» - наследник той самой фабрики Кондратова. Мы прошлись по его цехам, взглянули на оборудование. Сильно отличается от представленного в музее. Жизнь-то идёт, технологии развиваются.
Завод по сей день считается градообразующим. Правда, сегодня на нем трудятся всего 170 человек. За среднюю зарплату в 22 тыс. рублей.
Изделия вачкасов - топоры, ножи, вилки - задешево продаются в заводском магазинчике. Правда, только за наличные деньги. И это ограничивает желания.
Наличных у меня не нашлось. Зато созрело горячее намерение приобрести местного хлебца, которым нас угощали за обедом. Воздушный, с хрустящей корочкой - ах!
И вот тёплой компанией с Светлана Шестова и Ольгой Александровой мы побрели на промысел в местную «Пятерочку».
Заходим, хватаем три последние буханки. На вид - вроде похожи.
- А это у вас местный вкусный хлеб? - спрашиваем.
- Ага, специально для вас в «Пятерочке» испекли.
Но - прочь сомнения! Берём!
И вот приезжаю домой. Отрезаю горбушку. Достаю вяленые помидоры. Предвкушаю восторг.
Иии - а хлебушек-то не тот!.. И по цвету, и вкусу, и запаху.
Ндааа, так далеко за хлебом из муки второго сорта я ещё не ездила...))